Второе путешествие автостопом в Москву 15-21 мая 2002 J
Это была попытка поездки на 19-ю российскую Эльбу. Для справки: так называемая "Встреча на Эльбе" – это встреча людей, которые путешествуют автостопом. Российская Эльба проводится 2 раза в год (весной и осенью) на выходных в живописном районе Валдайской возвышенности вблизи пос. Ижицы Валдайского района Новгородской области, что примерно посредине трассы М2 Москва – С.-Петербург. Туда я и собрался попасть на 18-19 мая.
14.05.2002, крайний день подготовки – посдавал бутылки, цв. металл, взял у малой школьный рюкзак, сложил в него вещи, описания трасс, расписания, всего на 7 кг, в основном теплая одежда. Дальше все одел на себя и таскал его почти пустым.
15.05.2002, старт из Херсона. Международный день семьи, покидаю свою семью на неделю. Хотелось встать с рассветом, но проспал на целых 2 часа, потому что сонный забыл включить колонки на будильнике-компьютере. Добрался на маршрутке до Чернобаевки, объездную проехал на грузовой ГАЗельке до Бериславского шоссе (дальше водитель ехал в Цюрупинск). Но несмотря на плохо начавшийся день, дальше очень повезло – отсюда опять на грузовой ГАЗели оторвался почти до самого Запорожья по правобережью, тем самым намного сократив запланированный маршрут через Каховку, Мелитополь. Водитель оказался знаком с автостопщиками – когда-то подвозил таких J. Дальше на Опеле въехал в Запорожье, прошел город на общественном транспорте (кстати, контролеров на наблюдалось, и сам Джа велел не платить за проезд J). Какой жуткий город – все дымит, коптит, загрязняет воздух...
За 100 м до выхода на трассу М2 остановилась крутая иномарка, мужик спросил как проехать в Донецк. Я показал дорогу и напросился к нему в машину, типа тоже туда еду. Однако меня подвело постоянное путание Донецка с Днепропетровском, и как только выехали на трассу Симферополь-Москва оказалось, что мне в другую сторону, извинился, вышел. На дорожном указателе отсюда до Москвы 999 км. На микроавтобусе продвинулся на пару сел вперед, потом на старой волге еще немного, водила которой с пассажиром пили за рулем пиво неизвестно уже какую бутылку, предлагали мне выпить, и везли видно на большую пьянку продукты, бутерброды, предлагали и мне поесть J. Потом девятка и ЗИЛ до Новомосковска (около Днепропетровска), в котором вышел в сумерках. Поужинал, пошел по городу. Тучи предвещали большую дождяру. Спросил в киоске, сколько до выезда из города – 10 км, но пошел. Через 10 минут пути попался мне мост через железнодорожные пути. Прикинул, что если есть город, железная дорога, то должен быть и вокзал. Узнал в каком он направлении и пошел (~2 км). Перед вокзалом испытал неописуемые ощущения, о которых давно мечтал (картина сыром): ночь, вокруг никого, поднимается ветер, с земли парит, накрапывает дождь, вокруг носятся и гудят поезда, да еще большая собака бегает за мной, лает и хочет укусить J. До полного счастья не хватает только тумана... Расписания на вокзале нет никакого. Спрашиваю в кассе когда ближайший поезд на Харьков, но говорят что отсюда в Харьков не ходят. Выхожу на перрон, смотрю электричка куда-то грузится. Спрашиваю у людей куда – на Днепропетровск. Думаю, хоть и в стороне, но выспаться можно будет если прокатиться туда-назад J Сажусь, 1,5 часа поспал, контролеров не наблюдалось, да и билеты не покупал J. Как оказалось, назад электричка не ехала, до утра спал в зале ожидания Днепропетровска.
16.05.2002 – Утром покатался на метро и электричкой доехал до Краснограда. Билеты не проверяли, достаточно было сказать что он есть или помахать левой бумажкой. Из Краснограда опять электричкой еду в Харьков. Можно было бы и по трассе, но в этот день были сильные дожди, а в Харькове при высадке шел ливень.
В Харькове покатался на метро, позвонил знакомому фидошнику, с которым встретились и он провел для меня шикарную экскурсию по Харькову с распитием пива J.
17.05.2002. День науки. Наука путешествий автостопом победила и в этот день, как никогда удачный. На утро было запланировано пересечение границы. Электричка Харьков-Белгород (и обратно), всего 60 км, но это тема для отдельного разговора. Челноки, которые кажется знают все друг друга, сумки, тележки, менялы гривен на рубли и обратно, таможня... Украинские таможенники посмотрели в вагон издалека, российские просто прошлись по вагону. Основная хитрость чтобы не досматривали – не везти больших сумок и ящиков. Опытные челноки распихивают товар из ящиков по мелким сумкам, ящики складывают отдельно и не имеют проблем на границе. Белгород – город первого салюта (что это значит, я так и не понял, с историей у меня проблемы J). На вокзале (как оказалось дальше и в любом другом российском городе) сразу бросается в глаза плакат "Внимание: терроризм" с картинками и мерами предосторожности. Город пересекаю на троллейбусе, выхожу на Московскую трассу и продолжаю ехать: хлебный грузовик, водитель которого сам когда-то так ездил; Жигули с пацаном, который пытался втянуть меня в сетевой маркетинг, но я отшил его, сказав что уже имею контракт с другой компанией и по условиям не могу работать в другой; еще 2 грузовика... В описании трассы читал, что не соглашаться въезжать в г. Обоянь, но вспомнил это, только когда въехал туда на москвиче J. Пришлось идти по кривым горбатым улицам до выезда, но там повезло и вписался к двум прикольным мужикам в грузовую газель аж до Курской объездной. Россия – ядреная страна! Тут без матов выражаться не может НИКТО, и это видимо есть правильно J. Потом сразу несколько километров на КАМАЗе и опять грузовая ГАЗелька аж до Орловской объездной. От водителя узнал много интересного. Одна из его справедливых фраз – "В России распиздяев много, но на такой огромной территории их мало заметно..." И пример: он отвозил из Орла в Белгород (через 3 региона!) всего 50 огнетушителей, а заказчик оплачивал дорогу за каждый километр туда и обратно как за такси, и это не в первый раз такое, когда гоняет пустую машину... Дальше несколько км на старом горбатом запорожце, и на грузовой газели до Тульской области, оттуда на девятке чуть дальше... Природа тут красивая, а какие облака! Сумерки застали возле какого-то села, в котором уже собирался искать вписку, но было поздно (только вспомнил что надо часы перевести, а после 22 часов будить кого-то чтобы поспать самому некрасиво). За селом был освещенный участок заправки на трассе, где я чудом застопил грузовую аж до Тульской объездной. Водитель рассказывал, что постоянно подбирает автостопщиков. Ехали ночью, предлагал мне лечь поспать, а потом накормил бутербродом с сосисками. Сам не заметив того, я все-таки проспал довольно много...
18.05.2002 – Вышел в темноте на объездной у указателя "Тула 4". Пошел в направлении города в надежде найти ж/д вокзал. Тут я впервые услышал, как поют ночные птицы. А чуть дальше громкие жалобные писки непонятно какой твари, доносившиеся с кладбища, ускоряли шаг... J Примерно через 4 км был указатель "Тула". На окраине города круглосуточная заправка. Подхожу к кассе, стучу – высовывается тип, крутит сонной головой в поисках моей машины, высовывает ящик для денег J. Спрашиваю, как пройти на вокзал, говорит прямо около 2 км. И точно, через 3-4 км был вокзал. Непонятно зачем площадь залили водой (не жарко ведь), до утра просидел/проспал на вокзале. Вокзал в Туле не из лучших: бесплатных мест в зале хватает только бомжам, но их к счастью выгоняет милиция. Утром сел на электричку до Москвы, билет не покупал, да и пропустили меня в толпе дачников, когда проверяли J. Со стороны железной дороги (да и с районов) Москва – это такая же помойка, как все города России и Украины. Центр конечно почище, но после телевизора ожидаешь увидеть все-таки нечто большее, а не сплошное болото и свалки. Совершенно согласен с мнением, что Москва – город контрастов. Выхожу на Курском, завтракаю, спускаюсь в метро в надежде доехать на север в Химки. Однако на пересадочной станции замечаю указатель "Выход к Красной площади" и не сдерживаюсь, ведь в крайний раз был в России еще при Горбачеве J. Фоткаясь в сердце бывшей родины, случайно знакомлюсь с мужиком (он тоже один и просит его сфоткать), который проездом едет из Воронежа куда-то в Прибалтику. Он фотографирует меня, а я его, мы проходим Красную площадь, ГУМ, вокруг Кремля, в Кремле... В этот день в Москве все музеи бесплатные (день музеев по календарю), в Кремль мы проходим бесплатно по той же причине, правда пришлось сдать рюкзак в камеру хранения, а то сильно он пищал в металлоискателе J. Потом торговый комплекс Охотный ряд под землей... Около Кремля обнаруживается бесплатный туалет, а рядом куча кабинок-биотуалетов (платные) J. Находившись "до нехочу", еду на метро к выезду на Питер, но неугомонные дожди обещают сорвать все путешествие в самый неожиданный момент. Да и по времени преодолеть 400 км до темна – это почти рекорд для этой трассы, а стартовать на следующий день не хочется, холодает, дождит... Принимается единогласное решение возвращаться домой.
А здесь закончилась пленка и я зарядил другую.
Курский вокзал, отстойнейшее место. Бесплатных мест для ожидания нет в принципе, за 20 рублей покупаю билет в зал ожидания. Документы, регистрацию проверяют на каждом шагу, но только не у меня, видимо рожа еще не бандитская J. После сплошного сигнала "занято" дозваниваюсь на вписку к Антону, но автоответчик говорит что он на Эльбе до среды. Довольно неплохо устраиваюсь на 3 сиденьях ночевать, засыпаю.
19.05.2002 Снится мне, что всех будят и выводят на холодную улицу... Вокруг меня все стоят, ругаются на кого-то, мерзнут, еще какое-то лицо пьяное кавказской наружности пытается приставать... Думаю, что за бред, надо просыпаться, ага, фиг там, я и не сплю совсем, в 12 ночи всех выставили на улицу вместе с работниками вокзала, наверно кто-то пошутил что вокзал заминировали... Однако поезда продолжают ходить по расписанию. Кажется, что они так каждую ночь делают... А все равно неприятно, в голову лезут мысли нехорошие – типа мало вас Россиян взрывают :( Приехали саперы с миноискателями, покурили, и через полчаса все продолжили мирно-крепко спать. Хотя не совсем мирно – будит меня опять этот вдрызг бухой грузин, и примерно по такому же сценарию, как в январе в Киеве – типа я тут самая крЮтая мафия, нас тут 100 человек вокруг, беру 10% и тихо ухожу. Ну это ж прямо хит сезона! J По одному и тому же сценарию уже третий раз за год (второй был 2 суток назад во время экскурсии по ночному Харькову) меня пытаются ограбить, и третий раз облом. А выход простой – просто сказать, что денег мало (для уверенности можно назвать небольшую сумму), тогда оставляют в покое J. Спать он мне никак не помешал, я даже не ушел со своего нагретого места J.
Всю дальнейшую дорогу до Днепропетровска я ехал на электричках, покупая билет на четверть-треть пути (на всех вокзалах висят схемы движения и цены), чтоб не иметь особых проблем с контролерами. Спросили "Почему билет такой маленький?" только в электричке Москва-Тула (сказал денег нет, и на том обошлось). В Туле попробовал знаменитого тульского пряника, и пытался автостопом выехать из города (машины останавливаются часто, но все едут недалеко), и далеко выехать не получилось – пошел дождь, град, вернулся на вокзал, погрузился на электричку до Орла. В Орле встретил одного мужика, который освободился и добирался домой в Белгород, а я ему еще в Туле показывал расписание пригородных поездов, и вот опять встретились. Совсем безобидный, крутил меня на пиво, но я отказался, купил ему 2 дешевых печенья на 3,5 рубля, чтоб не голодал несчастный, и сам половинку отломал J. В Орле проявляется ностальгия: кажется, что тут ничего не изменилось со времен коммунистов – почти не видно на улицах рекламы и ни одного пункта обмена валют в окрестностях вокзала! 8-[ ] Около туалета экзотические услуги – пользование иголкой с ниткой, пользование одежной щеткой (по 50 коп.), пользование утюгом и еще что-то в этом роде J Еле обменял 5$ на рубли у продавщицы, а то деньги совсем заканчивались, позвонил домой. Дальше электричкой на Курск, в электричке проверили документы, спросили что в рюкзаке, а я сам им показал что там нету ничего кроме нужных в дороге вещей. Интересовались везу ли оружие/наркотики/нож, ничего такого не было.
20.05.2002 – Во время ночевки в зале ожидания Курска опять проверили документы (и снова показал загранпаспорт). Утром сел в электричку на Белгород, а в обед из Белгорода на Харьков. Опять сумки в окна на глазах таможенников, одного мужика с большими сумками высадила таможня, стоп-кран срывают там где надо выйти, между станциями: повыкидывали свои сумки и поезд едет дальше, машинисту кажется не привыкать к такому J. Из Харькова электричкой на Красноград.
21.05.2002 – Из Краснограда ночью электричкой на Днепропетровск. В Днепре на рынке среди всяких термометров и барометров видел ГЛЮКОМЕТР (кто-нить знает что это такое? J). Из Днепропетровска за 10 гривен купил по студенческому билет в плацкартный вагон поезда Москва-Николаев, и вечером был дома...
Всего за поездку истратил по нашим деньгам около 100 гривен, в основном на еду (ел как дома, ни в чем себе не отказывая), билеты, привез для коллекции российскую мелочь, и вообще много интересного и полезного узнал. Автостоп рулит!